Кампонотус неопределённус :)

Доброго времени суток, уважаемые киперы! Это мой первый блог, как собственно и колония, поэтому сильно не пинайте. :)
Начну с краткой предыстории. В начале сентября, бороздя просторы интернета, наткнулся на ваш сайт. После пары дней чтения FAQ и блогов было принято решение во что бы то ни стало завести себе колонию мурашек. На следующий день по удачному стечению обстоятельств наткнулся на объявление о продаже кампонотусов и посылка с муравьями благополучно отправилась. Любимая "Почта России" наградила меня порядком десяти дней ожидания (вместо обещанных 3-4), но к счастью муравьи пришли в целости и сохранности.

Итак 16.09.2011 я стал счастливым обладателем колонии Camponotus
Мураши прибыли в пробирке в следующем составе:
- матка, длиной примерно 1,2 см
- десять рабочих муравьёв, миллиметров по 7 длиной
- штук 25 мелких желтоватых личинок (от 1,5 до 2,5 мм длиной), которые изначально были ошибочно приняты мной за яйца :)

Муравьи вели себя спокойно, на перемещение пробирки не реагировали, к свету тоже оказались безразличны.
В этот же день было решено покормить их сиропом. Сие блюдо навёл в рюмке (в соотношении примерно 1 часть мёда на 2 части воды) и шприцем аккуратно положил пару капель в пробирку. Практически сразу от общей кучи отделился муравей и, осторожно ощупывая усиками пространство перед собой, приблизился к капле. Сначала ткнул в неё усами, затем облизал их и жадно накинулся на сироп. Спустя пару минут муравей заметно располнел и побежал угощать остальных. Спустя ещё пару минут, возле капли уже сидело штук 5 мурах. :) Через час капель в пробирке уже не было а муравьи сидели вокруг матки с явно раздутыми брюшками, и один "постройнее" дежурил у выхода из пробирки. Собственно после этого я и заметил что муравьи на самом деле полосатые а не однотонные чёрные, как мне показалось вначале. :)
Сразу сфотографировать возможно не было, поэтому выложу чуть более поздние.
На конденсат внимания не обращайте, изначально его не было и о нём напишу чуть позже.

Изображения: 

Комментарии

Аватар пользователя Malleus

1 - KybikСобственно после этого

Kybik
Собственно после этого я и заметил что муравьи на самом деле полосатые а не однотонные чёрные, как мне показалось вначале. :)

На самом деле любой муравей становится полосатым, когда набивает себе брюшко. Это происходит за счет того, что расширяются мягкие ткани, и они становятся видны между пластинок хитина, который выполняет функцию экзоскелета и растягиваться не может ;)

Удачи вам с первой колонией. Желаю вам, чтоб ваши муравьи хорошо развивались.

Аватар пользователя Kybik

2 - Спасибо, не знал! :) Теперь

Спасибо, не знал! :)

Теперь попробую вкратце наверстать события в колонии по сей день (всётаки почти месяц прошёл).

В течении нескольких дней после прибытия колонии я через день подкармливал их сиропом, при этом чередовал медовый с сахарным и с "муравьишкой", правда последний они ели с меньшим энтузиазмом. Попробовал дать свежеубитую мошку - отволокли к вате, а ночью достали и до утра грызли. :) Ещё через день дал им златку, предварительно отделив крылья и окунув в слабый сироп для пущего аппетита - отволокли под расплод. Вначале мне показалось что всё здорово, мол личинок кормят, но потом понял что дело скорей всего в недостатке влажности. Оказалось что край ватки совсем высох и воды там осталось совсем немного. К тому же край ватки служил у них помойкой и был подозрительно чёрного цвета. Начитавшись статей о смертельном вреде плесени было принято решение о срочном переселении колонии в новую пробирку. На следующий день в медлабе было куплено несколько различных пробирок с резиновыми пробками и метр силиконовой трубки 7мм. В этот же день знакомый смастерил для меня 30 см греющего кабеля градусов на 25 (такой кабель зимой прокладывают по крышам против образования сосулек) с разницей только в том, что заканчивался обычным проводом с вилкой под 220 и дополнительно завёрнутый в пару лишних слоёв термоусадки. Заодно на скорую руку сделал переходник из пробирки к трубке из резиновой пробки и тонкого шприца, всё оказалось на удивление плотно. :) В этим же шприце проделал горячей иглой отверстия для вентиляции, не знаю правильно это или нет, но заходя вперёд отмечу, что их они забивать мусором не стали, а значит сквозняка нет.

24.09.2011 вечером начал переселение.
Долго не мог определиться в какую пробирку их селить и нужен ли им сейчас обогрев или нет.
В итоге подключил сразу 2 - большую и маленькую, причём большую положил на греющий кабель (что кстати сразу вызвало в ней жуткий конденсат). Затенять не стал и готовился к долгому переселению.
На моё удивление, в течении пяти минут "разведкой" были обследованы обе пробирки и колония без колебаний двинулась в большую с конденсатом (в комнате тогда было около 22, кабель грел на 25). Половина рабочих похватали расплод и ломанулись в пробирку, парочка им мешала и таскала расплод назад, но потом перетащили и их. :) Матка до последнего сидела в пробирке, пока двое рабочих не начали кусать её за брюхо и тянуть за усы, затем она медленно поползла и тут же встретила препятствие - в одну пробирку входило 2 трубки и они были немного сплюснуты. Итог - матка застряла. :) Тут же со стороны новой пробирки к ней подлетело пара рабочих и секунд за 5 мучений протащили её по трубке так что она уже попозла сама.
Переселение было закончено и пробирки были отсоединены.

Общий вид Конденсат Переходник Ещё конденсат Сесурити :)
Аватар пользователя Malleus

3 - KybikК тому же край ватки

Kybik
К тому же край ватки служил у них помойкой и был подозрительно чёрного цвета. Начитавшись статей о смертельном вреде плесени было принято решение о срочном переселении колонии в новую пробирку.

Скорее всего это была не помойка. Мои кампы (вагусы) любят огрызки насекомых положить на ватку. Раз кладут, значит им так надо. Возможно чтобы не высыхали, возможно чтоб подгнили. Гниение ведь один из способов денатурации белка, то есть готовка пищи. Мусор они складывают в противоположном конце или вытягивают на арену. Переселять имеет смысл, если плесень всё же появилась или ватка стала совсем уж страшной. Иначе вы замучаете муравьев, гоняя их из одного инкубатора в другой.

Аватар пользователя Kybik

4 - Malleus Скорее всего

Malleus
Скорее всего это была не помойка. ...... Иначе вы замучаете муравьев, гоняя их из одного инкубатора в другой.

Вот и я заметил что у моих две "помойки", видимо одну с кухней перепутал. :)
А в переселении была необходимость, край ваты был сухой да и воды осталось треть от пространства за ватой и она была уже какогото желтоватого цвета, хотя это скорей всего от кислот.
К тому же я же не силой их туда гнал - сами ломанулись, значит лучше. :)

Аватар пользователя Malleus

5 - Kybik К тому же я же не силой

Kybik
К тому же я же не силой их туда гнал - сами ломанулись, значит лучше. :)

Я не спорю, что раз перешли сами, то все правильно. Это я с большего по поводу опасений плесени написал.

Аватар пользователя Kybik

6 - Malleus Я не спорю, что раз

Malleus
Я не спорю, что раз перешли сами, то все правильно. Это я с большего по поводу опасений плесени написал.

Да, я понял. :)
Заодно получился любопытный эксперимент - из трёх пробирок выбор пал именно на ту, которая больше и с подогревом.
И даже наплевали на сильный конденсат.

Аватар пользователя Kybik

7 - 01.10.2011 начал искать

01.10.2011 начал искать способы борьбы с конденсатом, ибо капли воды на стенках и потолке достигли пугающих размеров (а расплод находился как раз под ними). Время от времени мураши пытались перемещать воду со стенок к ватке самостоятельно - сам видел как они там пили а потом "выплёвывали" рядом с ваткой. Для начала поменял положение пробирки на греющем кабеле, так чтобы не грелась сама вода. Надо сказать помогло это не сильно, но по крайней мере капли заметно уменьшились. Не дождавшись исчезновения конденсата подключил пустую пробирку в качестве временной арены, муравьи ломанулись в переходник и засели там по той же схеме - сначало перенесли расплод, затем рабочих и в конце затолкали туда матку. К утру конденсат пропал и муравьи вернулись на место. :)

И немного дёгтя: за две недели личинки не увеличились в размерах и матка не снесла ничего. Матку я могу вполне простить - всё таки 10 дней дороги, смена условий и тд, а вот что с личинками не пойму. Пару раз видел как одна личинка (миллиметра 2 длиной) немножко пошевелилась, и вроде как несколько штук стали посветлее. По описанию похоже, будто они собрались зимовать (или уже начали, пока ехали в Москву), но муравьи к вечеру начинают проявлять небольшую активность, быстро разведуют новые территории, пару штук не переставая грызут вату.

И немного о кормлении.
Когда заметил что личинки не растут, заменил сироп на фрукты.
Мураши оказались жуткими сладкоежками. :)
На "Ура" улетают бананы и виноград.
Нехотя едят белок (маленьких мошек, златок), но чаще просто складируют.

Побег :) Златку зачем-то с собой понесли.. S6000055.jpg
Аватар пользователя Kybik

8 - 10.10.2011 Пару дней назад

10.10.2011 Пару дней назад заметил что одна из личинок немножко увеличилась в размерах - муравьи её отложили отдельно от остальных. :) И ещё у парочки появились чёрные пятнышки внутри, по видимому части мошки. Решил подкормить белком - начал с замороженного гаммаруса, который они благополучно отвергли, и закончил свежекупленным сверчком. Последнего они приняли очень радушно и облизывали его всю ночь в три пары жвал. :)
На очереди половинка куколки опарыша (дня три назад как раз окуклились) и если не станут есть, завтра притащу им мучняка.
Решил разнообразить им рацион и заодно проверить их предпочтения.
Знаю, что вначале не стоит экспериментировать с питанием, пока колония маленькая, но даю им только проверенную природную пищу (никакой колбасы и конфет) :)
А и ещё вчера они достали из помойких всех мошек, поотгрызали им головы и перемешали с личинками. Жутковатое зрелище - личинки в перемешку с головами дрозофил. :))

С утра. :)
Аватар пользователя Kybik

9 - 28.10.2011

28.10.2011 После 10 октября две личинки заметно пошли в рост (совпало с потеплением на улице). Для удобства кормления сделал арену из шприца 20 и минут через 10 фуражиры уже во всю по ней бегали. :) 15.10.2011 мне показалось, что муравьям не хватает влаги - ватка в инкубаторе как-то подсохла и сильно почернела, положил на арену пару капель воды - жадно выпили как будто это был сироп. В этот же день подключил новый инкубатор, который они и по сей день используют как поилку. Обогрев разместил таким образом, чтобы прогревалась только арена. 23.10.2011 одна личинка уже достигла 4 мм, но на следующий день я не обнаружил её в инкубаторе, как собственно и вторую которая была около 2.5 мм. :( А 25.10.2011 я нашёл на арене трупик моего любимого мураша Лариона. Он единственный у кого было своё имя, ввиду того что был самым маленьким и у него изначально одна чешуйка на брюшке отходила от тела. Его холодный трупик до сих пор таскают по инкубатору и это похоже на какой-то страшный муравьиный обряд. :) Сейчас колония насчитывает матку, 9 мурашей (2 постоянно фуражируют) и около 23х неподвижных одинаковых личинок. Подожду ещё дня 3-4 и если не увижу изменений в поведении - отправлю зимовать.
Кормил эти дни мухами, половинками кастеров, пробовали зофобса. А из углеводной пищи - сиропом, бананами и виноградом.

Вопросы к знатокам:

1. Почему муравьи поели крупных личинок? (температура содержания 24-26, обогрев на 25)
Может ли это быть связано с первым снегом?

2. Отчего мог умереть самый маленький муравей?
Вся конструкция выполнена без клея и каждая деталь промывалась кипячёной фильтрованной водой.

3. Нужно ли делать "принудительное" переселение (затемнить вторую пробирку, подключить пробирки напрямую короткой трубкой и тд) из за почерневшей ваты.

4. Стоит ли отправлять на зимовку и на какой желательно срок?

Общий вид. Описание элементов. Вентиляция. Фуражиры. Чёрная вата. :( Расплод.
Аватар пользователя Kybik

10 - 15.11.2011

15.11.2011 За прошедшее время ситуация в колонии не изменилась. Яиц по-прежнему нет, личинки не растут (время от времени меняют цвет с жёлтого на белый и наоборот), белок сразу несут на помойку а кусочки банана и винограда тянут в пробирку и жадно поедают. :) Вчера заметил, что муравьи сбились в кучу - напоследок дал сиропа и поставил в самое холодное место в квартире (температура около 20 по Цельсию) через десять дней собираюсь посмотреть их ещё раз и отправить в холодильник (там около 9 градусов) на неопределённый срок.

Аватар пользователя TimK

11 - смысл

А смысл их держать при +20С? При такой температуре они даже не почувствуют грядущую зимовку. Надо бы +15С примерно. Типа "осень". Чтобы приготовились. Потом уже "зима" в холодильнике. В холодильнике обычно +5С. А так все же резкий перепад лето - зима получится.

Аватар пользователя Kybik

12 - TimK А смысл их держать при

TimK
А смысл их держать при +20С? При такой температуре они даже не почувствуют грядущую зимовку. Надо бы +15С примерно. Типа "осень". Чтобы приготовились. Потом уже "зима" в холодильнике. В холодильнике обычно +5С. А так все же резкий перепад лето - зима получится.

20 это максимум, ночью с открытой форточкой до 17 опускается.
Ниже у меня не бывает, а на балконе замёрзнут - там под ноль щас. :(
До этого лежали на греющем кабеле:
25-29 днём и 24 ночью - на арене;
24-25 - в пробирке.
Надеюсь почувствуют переход - других вариантов у меня нет. :(
А в холодильнике градиент от +2 до +9, по мере зимовки можно будет опускать пониже.

Аватар пользователя Kybik

13 - Продержал кампов 10 дней без

Продержал кампов 10 дней без еды и присмотра при +17 градусах. Никто не помер, но муравьи заметно похудели. Капнул воды и положил кусочек банана - резко оживились и опять отъелись буквально на глазах. :) К утру даже личинок перенесли к банану, которого к тому времени осталась маленькая крошка. Пару дней покормлю и попробую переселить в чистую пробирку. С понедельника в холодильник на +9. :)

Аватар пользователя snip

14 - Kybik К утру даже личинок

Kybik
К утру даже личинок перенесли к банану

Так делают когда влажности не хватает, подносят личинок к влажным предметам. Похолодало и влажность упала.

Аватар пользователя Kybik

15 - snip Kybik К утру даже

snip
Kybik
К утру даже личинок перенесли к банану
Так делают когда влажности не хватает, подносят личинок к влажным предметам. Похолодало и влажность упала.

Точно так же подумал, вчера добровольно/принудительно переселил в чистую пробирку - в старой вода давно стала жёлтой а вата чёрной.
Затемнение не помогло, пришлось потихоньку нагревать пробирку с муравьями до +35, минут через 5 перенесли личинок и перелезли сами. Матка долго упиралась, но с третьего раза они перетащили и её. :)

Аватар пользователя Kybik

16 - Сам не фанат принудительного

Сам не фанат принудительного переселения, но тут была прямая необходимость.
Из за чёрного слоя на ватке у муравьёв, по видимому, не было доступа к воде - поэтому они жадно набрасывались на капельки воды из шприца и перетаскивали расплод к поилкам. Нагревал греющим кабелем с небольшого расстояния и постепенно ( кстати при нагревании даже не возник конденсат, видимо там совсем был перекрыт доступ к воде). Как и в прошлый раз самые большие и по-видимому умные рабочие сразу перетащили расплод в чистую пробирку, а вот матка опять не захотела менять место жительства. Раза три её при мне перетаскивали к выходу из пробирки но она вырывалась и убегала назад с двумя маленькими рабочими. Сейчас колония чувствует себя нормально, в старой пробирке бегает фуражир а в новой муравьи заняты транспортировкой воды из ватки по стенкам пробирки вокруг расплода. :)

Аватар пользователя Kybik

17 - 28. 11. 2011

28. 11. 2011 Сегодня утром муравьи переехали на верхнюю полку холодильника на +9 градусов. Стоит ли их вытаскивать на ночь на +17, чтоб быстрее адаптировались к холоду или лучше не трогать и раз в неделю поглядывать?

Со временем опущу пониже до +6.
Зимовку планирую минимум на месяц, если конечно раньше ничего с ними не произойдёт.

Аватар пользователя жорик

18 - ИМХО - не нужно.Если уже

ИМХО - не нужно.Если уже опустил до +9,так и держи. В глубине земли где они зимуют колебаний температуры фактически нет.

Аватар пользователя vitimof

19 - На нашем сайте рекомендации

На нашем сайте рекомендации по зимовке http://www.antclub.org/constructions/hibernation 6 мес. или ускоренная 2-4 мес. На зарубежных сайтах по кампам написано - зимовка 5 мес. Лично у меня кампонотусы геркулеанусы, европейские и вагусы на зимовке с сентября. Самочувствие нормальное, раз в неделю проверяю. ИМХО месяц маловато, может и проблемы у многих с кампами из-за недостаточной зимовки.

Аватар пользователя Kybik

20 - жорик ИМХО - не нужно.Если

жорик
ИМХО - не нужно.Если уже опустил до +9,так и держи. В глубине земли где они зимуют колебаний температуры фактически нет.

Спасибо, так и сделаю. :)

vitimof
На нашем сайте рекомендации по зимовке http://www.antclub.org/constructions/hibernation 6 мес. или ускоренная 2-4 мес. На зарубежных сайтах по кампам написано - зимовка 5 мес. Лично у меня кампонотусы геркулеанусы, европейские и вагусы на зимовке с сентября. Самочувствие нормальное, раз в неделю проверяю. ИМХО месяц маловато, может и проблемы у многих с кампами из-за недостаточной зимовки.

Это моя первая колония, соответственно первая зимовка.
Я сглупил что не отправил в октябре - с середины сентября и по сей день не прибавилось ни одного муравья, даже яиц новых небыло, а один так вообще помер (смутил незначительный рост двух личинок в октябре и я до последнего не терял надежды на развитие).
А про месяц взял не с потолка - предыдущий хозяин сказал что зимовали они у него по ускоренной - 2 недели и этого вполне хватало.
Пожалуй вы правы, если хорошо себя будут чувствовать оставлю до весны.

Один важный вопрос - Вы кормите кампов во время зимовки?

Аватар пользователя vitimof

21 - Нет, не кормлю. При низких

Нет, не кормлю. При низких температурах (+6-9) они почти неподвижны, сбиваются в кучку вокруг матки. Перед зимовкой даю побольше углеводов, разведенный мед, фрукты. Брюшки у всех округленные, наполненные. Две недели и даже месяц думаю мало, но молодежь нетерпеливая, хочется побыстрей увидеть большую семью муравьев, вот и ускоряют. Кроме того на зимовку отправляют не подготовленных, т.е.кормежка неполноценная. У меня правило, кормить как можно разнообразнее, это касается всех моих питомцев, не только муравьев.

Аватар пользователя mijgan

22 - Опускал своих и до более

Опускал своих и до более низких температур. Тут самое главное это подготовка к зимовке..

Аватар пользователя Kybik

23 - Понял, спасибо. Ну у моих

Понял, спасибо.
Ну у моих вроде раздуты. За неделю до холодильника прекратил кормить белком, а углеводы в виде медового/сахарного сиропа и фруктов давал чуть больше. Пока чувствуют себя нормально, вчера ещё лазили по пробирке - сёдня собрались вокруг матки и только усами шевелят.

Аватар пользователя Kybik

24 - 12.12.2011

12.12.2011
Народ, подскажите пожалуйста что делать?
Пару дней назад опустил на полку ниже (+7-8 тепла)
Сегодня посмотрел - муравьи сбились в кучу вокруг матки прям впритык, а сама королева почти легла набок. Все при этом шевелят усами, но вот её положение "полулёжа" меня мальца пугает.

Напомню расклад:
- 7 дней усиленно кормил при комнатной температуре +25
- 10 дней оставил без еды (так уж получилось) при +17
- 4 дня усиленно кормил фруктами и сиропом пока все не округлились
- 12 дней просидели в холодильнике при +9
- 2 дня сидят при +7-8

Сильно не пинайте, моя первая зимовка.

Вот фото для наглядности, сорри за качесто - с телефона снимал.

2011-12-12 23.34.03.jpg
Аватар пользователя Oskar

25 - Всем кому интересно вот

Всем кому интересно вот ссылка на определитель муравьев Кампономусов правда Азиатской части но все же там можно интересное найти, номер статьи 8587, да а номер статьи 14678 там про катаглифисов. надеюсь неопределёнусов поменьше станет. :)
http://osuc.biosci.ohio-state.edu/hymenoptera/manage_lit.list_pubs?autho...

Аватар пользователя Kybik

26 - Oskar Всем кому интересно вот

Oskar
Всем кому интересно вот ссылка...

спасибо

И всё-таки, что делать?
Вчера матка отодвинулась немного от влажной ватки и поменяла позу. Но один хрен на боку в обнимку с личинками, и рабочие все её облепили. Из зимы выводить не охота, мало побыли боюсь только во вред пойдёт. :(

Аватар пользователя Filin

27 - Не трогайте, пусть зимуют не

Не трогайте, пусть зимуют не менее 1,5 -2 месяца, можно и больше если пухлые и терпение позволяет. Матки кампов во время зимовки часто сворачиваются калачиком вокруг мелких личинок.

Аватар пользователя Kybik

28 - Filin Не трогайте, пусть

Filin

Не трогайте, пусть зимуют не менее 1,5 -2 месяца, можно и больше если пухлые и терпение позволяет. Матки кампов во время зимовки часто сворачиваются калачиком вокруг мелких личинок.

Во, спасибо огромное. Этого ответа я и ждал. :) Просто поиск не помогает, а про позу лёжа у маток слышал только у мессоров. Она сейчас именно так и лежит - калачиком вокруг личинок, при этом иногда шевелит усами и лапками.

Аватар пользователя Anders

29 - Считаю что зимовать все

Считаю что зимовать все муравьи, требующие зимовки должны хотя бы 3 месяца. Раскажу почему. В прошлом году моя семья эфиопсов впала в диапаузу ещё летом. Естественно сразу положить их в холодильник, не подготовив их к зиме, я положить не мог, поэтому ждал пока похолодает. В октябре дождавшись холодов, отправил их на зимовку на 1 месяц. Я подумал что т.к. в диапаузе они уже находятся довольно долго, месяца в холодильнике им хватит. Но в ноябре, достав их из холодильника и постепенно повысив температуру, развития я так и недождался. Муравьи были мало активны и не ели белок, личинки не развивались. Так продолжалось аж до следующей весны. А весной, когда я этого уже совсем не ожидал, внезапно муравьи сами вышли из диапаузы и начали очень активно развиваться, и так развивались гдето до октября. За это время численность увеличилась с 7 рабочих до примерно 40-50. Появилось несколько крупных солдат. В этом году я отправил их на зимовку почти сразу после начала диапаузы - в октябре, и теперь планирую достать их только в середине января, после трёх месяцев зимовки.
Была у меня и семья руфибарбисов. Я положил их на зимовку одновременно с кампами, а достать планировал через 2 месяца. Но потом видя, что кампы так и не вышли из диапаузы после месяца зимовки, решил на всякий случай подержать их в холодильнике подольше - месяца 3. После трёх месяцев и окончания зимовки муравьи начали резко и быстро развиваться, и также развивались очень долго - до начала осени. Численность увеличилась примерно с 15 до 60-70 рабочих.
Поэтому считаю что зимовать муравьи должны больше чем часто рекомендуют - 1,5-2 месяца. В природе они ведь вообще зимуют 5 месяцев. А из-за которотких зимовок скорей всего муравьи потом и впадают в диапаузу по 2 раза в год.

Аватар пользователя vitimof

30 - AndersПоэтому считаю что

Anders
Поэтому считаю что зимовать муравьи должны больше чем часто рекомендуют - 1,5-2 месяца. В природе они ведь вообще зимуют 5 месяцев. А из-за которотких зимовок скорей всего муравьи потом и впадают в диапаузу по 2 раза в год.

Полностью согласен с Anders. Большинство неудач из-за короткой зимовки или плохой подготовки к зимовке. Считаю, что зимовка муравьям нужна продолжительностью не менее 3 месяцев.