Комментарии пользователя

2014-08-07 11:45

Очень странно. Тоже завел тетр, любое касание пробирки приводит к шухеру, первые малыши появились пару недель назад, а уже подключил мини-арену, потому что открыть пробирку невозможно.


2014-06-21 20:59

Структоры очень любят так делать. У меня, наверное, добрая половина всего расплода висит в воздухе))


2014-06-20 00:50

Всех приветствую!
Давно сюда не писал, целых два года. В целом, живут себе мураши хорошо, ничего экстраординарного не происходит. Т.к. сервиформик я зимовкой не балую, то процесс перехода из вялого состояния в активную фазу откладывания яиц и выращивания потомства носит несколько хаотичный характер, из-за чего сервиформики развиваются медленно (что может быть и к лучшему).
А написать я решил, дабы рассказать о семье мессор структор, которую упоминал выше, а точнее даже показать формикарий, в котором они проживают уже год.
Собственно, хотелось мне большой красивый формикарий (получился в высоту и глубину - 30 см, в ширину - 50 см), совмещенный с обязательно открытой ареной, да так, чтоб и муравьи не сбегали, и места было достаточно, и выглядело всё прилично (чтоб показать было не стыдно :)
Но не тут-то было...
Первую ошибку я допустил, заказывая стекло - внутренняя стенка была того же размера, что и параллельные ей внешние, и совпадало по длине с дном - пришлось изрядно повозиться, чтоб склеить это чудо герметиком :)
Вторая ошибка заключалась в том, что при заливке гипса было на столько много (толщина плиты 5 см, т.е. это порядка 7.5 л расствора), что он попросту выпирал внутреннюю стенку (она была не на герметике, т.к. плиту еще предстояло вытаскивать).
Ну и третья ошибка - при высыхании гипсовая плита немного изогнулась, из-за чего стекло не плотно прилегает к ней, а внутреннее стекло к тому же треснуло (что будет видно на фото)
К тому же на финальной стадии (я проточил все ходы, промыл плиту от пыли и поставил сушиться) кто-то из гостей её зацепил, она упала и раскололась на 3 больших части и множество маленьких, но собрать её в целом не составило труда :)
И вот что получилось в итоге:

По периметру "ров" с крокодилами водой из кабель-канала. Сам кабель-канал смазан блеском для губ (для снижения количества утопленников). В целом, этого достаточно. Но эти бодрые ребята все равно сбегали, не через арену...

Как я говорил, стекло не везде прилегает плотно, потому мелкие и даже средние рабочие ухитрялись пробраться к герметику и прогрызть его - приходилось латать "на-горячую" :)

А на этом фото хорошо видна трещина - сначала я конечно же расстроился, увидев её, но потом подумал "а ну и черт с ней", когда вспомнил, сколько времени ушло на вытачивание камер и ходов. На передней стенке, кстати, "наскальная" живопись мессоров :)

А вот преимущество сквозных камер:


С задней стенки видно, как няньки держат куколок, мнут больших личинок, иногда встречаются ожидающие дождя крылатые и пугливая королева - мать всего семейства.

Кстати, несмотря на то, что крылатые особи постоянно есть в семье вот уже больше года, лёта добиться так и не удалось - в лучшем случае выбегает одна самка, залезает на камни, шевелит крыльями и потом убегает назад в формик.

Думаю, что это последний мой формикарий с такой большой монолитной плитой - больше я на такое не отважусь :) Буду думать над секционными, с подключаемыми модулями.


2013-07-28 00:31

Если фаллаксы селятся, как я понял, в живом дереве, то вагусы предпочитают поваленные деревья, мертвую, трухлявую древесину. Соответственно, они вынуждены фуражировать за пределами своего бревна/бревен (видел крупные гнезда в нескольких бревнах, лежащих неподалеку). Наблюдал пастбища вагусов с тлёй на дереве недалеко от гнезда и тропы к нему, но при этом в ближайших окрестностях они практически не встречались - возможно, одного дерева полностью хватало этому гнезду.


2013-06-11 19:29

Filin
Муравьи по всей видимости ушли в диапаузу, личинки не растут, мух тащат в муравейник, но потом целыми тащат на арену. Думаю еще недели 2 пораскармиливаю, и в холодильник.

А как долго личинки не растут? У меня личинки нормального цвета. Нет такого, как обычно пишут, что личинки пожелтели. Но при этом уже больше месяца не меняются в размере, сами муравьи тоже не особо активные. Вот думаю, не пахнет ли здесь диапаузой и не угроблю ли я муравьев, отправив их невовремя зимовать?


2013-04-09 20:46

Не совсем понял, муравьи уже все переселились на последнем фото или нет?

Частично согласен с Тимком - у меня структоры тоже при переселении в новый формик натаскали мусора (именно мусора с арены, а не новый мусор), который успешно зацвел и заплесневел. Я тоже уже начал ломать голову, как его вычистить, или может переселить муравьев назад. Но при нехватке пространства муравьи сами стали расчищать камеры, и я просто стимулировал полное переселение в новый формик.

Вообще у структоров с зацветающим мусором из шелухи и хитина достаточно "хорошие" отношения - они его носят и ворошат как угодно))


2013-03-01 17:42

А у меня (пусть не ligniperda, но herculeanus) две колонии - в абсолютно одинаковых условиях при зимовке (и не только) - одна колония стартовала быстро и успешно - 6 новых рабочих и гора личинок, а другая за два месяца не довела толком ни одной личинки до куколки...вот и думай теперь, что же такое качественная зимовка))


2013-02-28 19:33

Firod
В левой нижней камере на фото лежат зерна - зерна новой жизни ))))
Видны куколки в которых уже просматриваются потемневшие имаго, которые вот вот увидят свет.

Да, точно. Это видно я уже ночью совсем соображать перестал))
Хорошая колония!

Я так понимаю, гипс накрыт только сверху стеклом, влажность не высокая?


2013-02-27 23:40

Откровенно говоря завидую - вагусы были моей мечтой с детства)) у тебя за 8 месяцев колония выросла до 70 штук. У меня вот геркулианусы за 9 месяцев (из которых 4 - зимовка) даже не перевалили за десяток...

А что это такое лежит в левой нижней камере на фото? похоже на зерно...


2013-02-17 17:09

Кстати, на счет сложностей работы со стеклом...
Есть множество способов обойти работы со стеклом - лишь бы был хотя бы один лист стекла приемлемого размера на лицевую сторону формика. Я, например, делал формик с оргстеклом со всех сторон кроме лицевой. Оргстекло легко обрабатывать, резать и сверлить. А аквариумный герметик отлично скрепляет его с обычным стеклом.
Другой формик я сделал со стеклом на лицевой панели, а бока из алюминиевых уголков - склеил всё герметиком уже вместе с гипсом. Оба формика вполне прилично выглядят.

И в конце концов для самых ленивых никто не отменял формики в коробках от конфет фереро)))


2013-02-16 15:41

Давненько я не писал сюда. Пришла пора обновить блог.
Первая зимовка, причем первая и для муравьев, и для меня, прошла относительно успешно. Обе семьи выжили, но не без потерь.
В холодильнике обе семьи пролежали почти 4 месяца - поместил я их туда 31 августа, а вытащил в последнюю неделю декабря.
В одной семье осталось 4 рабочих (кажется там, где до зимовки их было 5), что, безусловно, радовало. Но матка в этой семье пролежала недвигаясь почти 3 дня, и, откровенно говоря, я уже потерял всякую веру в счастливый исход. Тем не менее, матка оклималась - сначала я заметил легкое шевеление лапок. И потом в течении 2-3х дней она уже смогла проснуться и держаться на ногах.
Зимовавших личинок, как мне кажется, в этой семье после пробуждения поели (несмотря на то, что брюшки рабочих всегда были раздуты до отказа). К сожалению, за полтора месяца в этой семье практически никаких изменений не произошло - долгое время расплода не было вообще. Сейчас лежит небольшой пакет маленьких личинок (1-1,5 мм).

Другая семья намного тяжелее пережила зимовку - хоть матка проснулась и начала вести активный образ жизни довольно быстро, у неё осталось только 1 рабочий. Причем он в скором времени умудрился утонуть в очень маленькой капельке сиропа. Фактически, колония поднимается заново. Но несмотря на это, матка оказалась очень плодовитой - в дополнение к зимовавшим личинкам отложила с десяток яиц и достаточно быстро вывела первого рабочего после зимовки.
Сейчас в этой семье уже 6 рабочих, 3 куколки, несколько подрастающих крупных личинок и два пакета молодых личинок.

Когда включаю лампу для подогрева, рабочие с куколками или большими личинками в жвалах залезают на потолок и греют их. Пьют активно сироп, кушают дрозофил и моль - держат поодиночке или вдвоем в жвалах добычу и, вращая её, перетирают так, что не остается следов. Мраморников обе семьи совершенно не признают. На фото видна в углу масса из останков мраморников, умерших рабочих и прочего мусора.


2013-01-21 22:32

"Мамулька" кампов может долго отходить от спячки. У кого-то здесь уже читал такое в блоге. Да и у меня одна из маток впервые зашевелилась дня через 4 после перемещения из холодильника - пошевелила лапкой. А держаться на ногах она начала еще спустя 2-3 дня. Так что не спеши её оплакивать)


2013-01-08 00:02

Ypsilonyt
Можно еще делать 2 идентичных арены, подключать свежую, отлавливать всех со старой, пересаживать, а старую мыть полностью. Но это довольно таки сложно...

На мой взгляд это как раз самое простое - использовать запасную арену.
С мессорами (у меня структоры) вообще отдельная проблема - они быстро делают огромные мусорные кучи из шелухи семян, гипса, песка с арены, остатков хитина мраморников и своих сестер и...постоянно тусуются на ней!!! Я бы сказал, работают - что-то перекапыват, раскладывают, ворошат, мраморников они тоже разделывают и употребляют непосредственно на мусорной куче, а потому убрать её очень тяжело. Бывало, что в углу вырастала куча высотой 4 см. Тут спасает только временная запасная арена (которая как раз становится главной), к тому же на незнакомой (без знакомого запаха) арене они себя чувствуют неуверенно и скромно.

И главное - на арене должен быть жесткий пол, тогда будет намного легче убирать мусор не отключая арену (если на мусоре муравьев не так много)


2012-12-26 22:54

Если у Вас семья из матки, 15 особей и расплода, то переселять из пробирки еще рано. Желательно подождать, когда в пробирке наберется 50-60 рабочих (на арене уже будут постоянно обитающие там фуражиры) - тогда уже пора переселять. И то не в такой огромный формик, а в небольшой, с максимум десятком камер.


2012-11-19 19:10

Блеск для губ - очень эффективное и наверное самое простое в использование средство от побега. Я им даже мраморников сдерживаю (крышка всегда есть, но очень помогает, когда открываю покормить).
Из минусов:
1) если много намазать, появляются неэстетичные потеки, иногда доходящие до дна арены. Муравьи на них потом лепят мусор.
2) по эффекту сравнимо с липкой лентой для мух - попав в блеск муравьи обездвиживаются и через какое-то время погибают. Не знаю, удавалось ли откачать сестрам тех, кого я вытаскивал и кидал назад на арену, но почти всегда в блеске лежит несколько тел.
3) я в качестве арены использую пищевые пластиковые контейнеры. Так вот блеск для губ потом ничем невозможно оттереть, контейнер мутнеет. После длительного контакта с блеском возникает ощущение, что он въедается в пластик, размягчает его.

Может быть п. 2-3 соответствует конкретно тому блеску, который я купил (самый дешевый, типа детский, с запахом фруктов, с витаминами, алоэ и маслом эвкалипта). Другие способы пока не пробовал.


2012-09-24 18:17

nicksqr
2-я после заливки вставлять стержень со шляпкой в центр издения, так чтобы шляпка доставала до дна, и ее можно было вынуть надавив на стержень после извлечения формы.

Я делал почти так же. Только вместо гвоздя брал обычную проволоку. Её надо изогнуть дугой, чтоб снаружи были два конца, а сама дуга доставала почти до дна. Через час-два после заливки можно достаточно просто достать с помощью двух плоскогубцев (это крайний вариант). В принципе, достаточно "сдернуть" плиту и оставить дальше сушиться в форме.


2012-09-15 13:51

Да, две семьи геркулианусов. Про увлажнение тоже помню - у кого-то в блоге вроде читал, что муравьи за время зимовки высохли.
Спасибо за советы. Думаю, по размеру брюшек определю, надо ли будет кормить или нет.


2012-09-13 23:11

Значит мне есть на кого ровняться)) я тоже поместил две своих семьи кампов в холодильник 31 августа.
Собственно, первая диапауза, которую провожу по правилам. До этого ни сервикам, ни мессорам диапаузу не делал.

И сразу вопрос - сейчас они при температуре 4С. Но при этом не сидят в кучке, а иногда медленно передвигаются. Вот думаю, так и держать их 4 месяца? Или стоит всё же в середине срока подкормить сиропом?

А как у вас с этим дела - при какой температуре будет проходить зимовка?


2012-09-03 21:35

dandrey
Икеевская рамка для фотографий показалась мне вполне подходящей: готовая рама со стеклом - только добавь воды гипса ;)

Я вот тоже всё думал попробовать взять икейскую рамку, очень заманчиво выглядят, да к тому же и дешево))

А складывать мусор на что-то влажно-липкое - это наверное многих муравьев привычка. У меня мессоры на стекшие капельки блеска для губ складывают гипс, а у сервик на таких капельках мусор. Причем мусорная куча отдельно тоже есть.


2012-09-01 01:33

Интересно. А фотографии этих произведений искусства будут, да и формикария в целом?)


2012-08-20 17:06

По поиску можно найти не мало тем с попытками сделать формик из коробки для дисков.
Наиболее удачная, наверное, вот эта http://antclub.org/node/674

Но в целом той же модульности можно добиться, если дарить например своей подруге/жене по коробке конфет ferrero rocher раз в месяц (а можно и чаще) :)


2012-08-19 13:09

Ну вот наверное и пришло время подвести итоги лета.
На данный момент у двух маток кампов 5 и 6 рабочих. Личинки лежат не развиваясь уже около 2-3 недель (первое поколение росло как на дрожжах). Белок потребляют, но без фанатизма. Углеводы все же интересуют их больше. Учитывая, что сейчас днём в комнате около +30, думаю над тем, как бы им обеспечить плавное охлаждение перед помещением в холодильник.

Что касается маники, то, к сожалению, она умерла в середине июля. В течении месяца её пакет яиц пролежал без изменений, возможно, она их поедала и откладывала новые. Потом в один день она начала себя очень беспокойно вести и через сутки умерла. Что было не так в условиях содержания остается только догадываться.


2012-07-31 23:05

А что это за белая таблетка во камере с коконами? Это влажный гипс?


2012-07-06 19:19

Итак, у одной из маток кампов уже окуклились 2 личинки и одна в процессе

Вторая матка немножко отстает (хотя отложили яйца с разницей в один день). Её личинки еще пока только подрастают и скорее всего окуклятся дня через 3-4 (хотя в целом расплода вроде больше)

А вот маника совсем не радует, ест, пьет, но пакет яиц как-будто не изменился (может стал чуть крупнее). Яйца круглые, но личинок среди них я не заметил, хотя прошло уже 3 недели


2012-07-06 12:01

Оргстекло гнётся, но всё зависит от его толщины, 1мм согнется так легко, а вот 3 уже вряд ли.
К тому же оно очень легко царапается. Особенно если доставать и вставлять гипс. Я делал лицевую сторону из оргстекла, понял, что больше его не буду использовать.
Оргстекло удобно тем, что легко режется и сверлится. Потому для следующего формика я сделал все стенки, кроме лицевой, из оргстекла. А лицевую из стекла - разница ощутима.


2012-06-25 23:18

А я бы не стал избавляться от моли, раз уж завелась так удобно. Муравьи её всегда с удовольствием употребляют, и у маток-основательниц без рабочих моль тоже очень хорошо идет.
Мне вот приходится смотреть по комнатам на стены, занавески в поисках моли.

А чтоб моль не разлеталась, можно как с дрозофилами - накрыть пакетом и открыть сетку. Потом закрыть, а моль в пакете в холодильник, например, поместить или придавить.


2012-06-20 00:12

TimK
Захаров писал, что формики в точности восстанавливают прежние тропы даже после зимы выходя из муравейника. Не то что после дождя.

"Пароль скрещенных антенн (Муравьи)" И.А.Халифман

Интересно, между прочим, отметить, что многие муравьи совсем слепы или, во всяком случае, плохо видят, так что обычные зрительные вехи мало могут помочь им в странствованиях. Среди зрячих же муравьев, обитающих в пустыне, например, имеются даже такие, которые, похоже, ориентируются по звездам.

Известный тунисский мирмеколог Санчи считает доказанным, что некоторые пустынные муравьи способны днем видеть звезды. Длинные узкие фасетки сложного глаза насекомых с одной-единственной светочувствительной клеткой на дне Санчи сравнивает с глубоким колодцем, со дна которого и человек, говорят, днем, при свете солнца, может увидеть звезды.

Санчи написал даже что-то вроде философской поэмы в стихах о маленьком муравье, заставляющем человека поднять глаза от земли к великим мирам, проплывающим в небе; о ничтожном муравье, который в яркий день находит для себя в синеве небосвода дальнюю звезду, оказывающуюся его проводником; о слабом муравье, который подобно мудрецам земли путешествует с надежным компасом; о скромном муравье, который привязан ниткой света к золотой звезде и упорно продолжает идти к своей цели.

Можно спорить о теме, которой посвящены стихи, но нельзя проходить мимо опытов, доказывающих, что для муравьев в пустынных местностях, лишенных наземных примет, звезды не только ночью, но и днем служат световым компасом.

Муравьям других видов помогает солнечный луч, также могущий служить ориентиром.


2012-06-20 00:06

admin
А может быть, что у оставшихся в живых рабочих была своя модель передвижения.

Очень похоже на модель, с которой живут оставшиеся рабочие.
Что-то схожее я получил с сервиками, у которых все поколения жили в горизонтальном формике, и которых я переселил в вертикальный. Они в основном используют только верхние камеры на уровне входов в формик и вниз стараются не спускаться. Жду, когда появится новое поколение, как оно будет себя вести...


2012-06-20 00:01

Понятно, спасибо. Значит надо ответственно подойти к холодной зимовке. Я так понимаю, для зимующих кампов лучше проводить длинную зимовку? Кажется, где-то еще в блогах читал, что ускоренную они воспринимают не так хорошо, как например сервики или формики.


2012-06-19 23:55

Win32
Ведь звук - колебания воздуха, следовательно они должны реагировать на эти колебания... Или я где-то ошибся?

Но ведь и мы реагируем на эти колебания с помощью специальных органов. А вибрации окружающих предметов - это уже не слух в привычном нам виде, это скорее осязание. Думаю, речь о том, что они не улавливают именно колебания в воздухе. А достаточно громкий звук может вызвать и сильные колебания предметов, вот это как раз насекомые и почувствуют


2012-06-19 23:48

Formik
но съеденные личинки стимулируют отладку яиц и рост родных личинок

Это по сути означает просто хорошую кормежку. По опыту у меня мураши очень хорошо едят моль. Вот и этих маток я два раза покормил молью и сиропом. Надеюсь, что чем больше будет запас белка у самок, тем меньше яиц они пустят на корм личинкам и больше будет рабочих в первом поколении.

Filin
Несколько раз подкидывал расплод, кампам, и всегда замечал снижение темпов собственного развития колонии. Почему так не знаю, есть только предположения.

Может подкинутый расплод воспринимается как расплод самого "старого" поколения? И тот, который они растили сами, как бы сдвигается в очереди и попадает на диапаузу например. В любом случае, только предположения. Хотя можно попробовать одной из самок подкинуть куколок и сравнить, какая сколько поколений успеет вырастить до диапаузы.


2012-06-19 18:40

apozit
Поедают насекомых, (муха, комар). У матки довольно внушительное брюшко. С виду не скажешь, что особо голодная.

Судя по последним фотографиям она особо плодовитая. Её б в пример кампонотусам)


2012-06-19 17:02

На фото в формике насчитал 13 рабочих. А уже 3 года колонии. Неужели они и в природе так же медленно развиваются?
Сколько сейчас всего голов в семье?


2012-06-18 22:51

Да, блог со снежной королевой с Кавказа видел. Какого размера сейчас колония?

Вот тоже думаю подкинуть коконы вагуса хотя бы одной матке. Кажется уже у кого-то в блоге читал, что геркулианусы первое поколение тяжело выводят, не успевают до зимовки.


2012-06-18 21:22

Formik, да, это как раз София и Софийское седло.
Ясно, значит я давно еще, когда не знал о вагусах и геркулианусах, ошибся, посчитав муравьев в горах одного вида с теми, что живут на равнине. А они действительно очень темные, практически черные. Думаю, можно будет сравнить, когда выведется первое потомство, если конечно темный цвет не является следствием среды и условий обитания и питания.

А маника у меня эта тоже вторая. Одну я поймал в первый день, но она видимо не выдержала высокого подъема и перепад температур (ночью был минус, днём жара) - в пробирке скорее всего получился парник. Потому на обратную дорогу я тщательно подошел к увлажнению и охлаждению, да и к счастью, до дома ехать всего 5 часов.


2012-06-17 11:13

likeman, спасибо, хороший мануал! Здорово получилось))
А сначала была краска с красноватым оттенком - это специально такая последовательность окраски, или просто цвет не понравился?